Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 52

г. Челябинска

Тракторозаводскому району 75 лет

Музейная страна

 

Аннотация.

Номинация: Литература. Совместная работа учащихся.

Тема: Музей источник впечатлений.

Авторы: учащиеся 7в класса Теляков Андрей, Гришенков Сергей, Гизатуллин Максим, Ишмухаметов Данис.

Руководитель: Мухаметова Мария Викторовна.

Дата создания работы: 2012 год.

Учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 52 г.Челябинска.

Телефон для связи: 8(351)775-04-80.

 

Не так давно, в зимние каникулы, по телевизору показали художественный фильм «Ночь в музее». Это американская комедия о музейном работнике, который обнаружил, что ночью экспонаты музея оживают. По залам летают птеродактили, и бегают динозавры, сражаются ковбои и индейцы. Главный герой оказался в гуще исторических событий разных эпох, своими глазами увидел то, о чем раньше только читал в учебниках истории. Этот фильм посмотрели почти все ученики нашего класса.

А недавно мы сходили на экскурсию в музей ЧТЗ. Этот музей не похож на Эрмитаж или Третьяковскую галерею, которые находятся во дворцах. Для него не построено отдельное здание, как для нашего краеведческого музея. Музей ЧТЗ размещен на первом этаже обычного жилого дома. Нет там лепнины и позолоты, нет мрамора и гранита, нет скульптур и картин. Есть много фотографий, газетных вырезок, макетов заводских изделий -  танков, тракторов, бульдозеров. Есть дух – дух истории, но не той, далекой нереальной, где рыцари в латах и со щитами, а близкой, вроде бы, недавно бывшей, но уже ушедшей куда-то. С фотографий смотрят люди – такие же, как  наши соседи и родственники. И они создавали историю. В это трудно поверить. Мы решили пофантазировать и вообразить, что происходит ночью в этом музее.

Итак, ночь, музей, первый зал – «Даешь тракторный!».

 

По небу тучи бегают,

Дождями сумрак сжат,

Под старою телегою,

Рабочие лежат.

 

И слышит шепот гордый

Вода и по и над:

«Через четыре года

Здесь будет город-сад!»

 

Темно свинцовоночие,

и дождик толст, как жгут,

сидят в грязи рабочие,

сидят, лучину жгут.

 

Сливеют губы с холода,

но губы шепчут в лад:

"Через четыре года

здесь будет город-сад!"

 

Свела промозглость корчею – 

неважный мокр уют,

сидят впотьмах рабочие, 

подмокший хлеб жуют.

 

Но шепот громче голода – 

он кроет капель спад:

"Через четыре года 

здесь будет город-сад!

Это стихотворение Маяковский посвятил не челябинскому Тракторному. Но то, что мы увидели,  один в один соответствовало ему. Пустырь где-то за городом. Здесь будет вскоре завод. А теперь здесь Комсомольская площадь, пять минут до центра города. Барак, нары, кирка, лопата. Это 29 год. Зима. Начало строительство завода. Труд исключительно ручной, транспорт гужевой. Мы видим рабочих, которые трудятся по десять часов в сутки, а потом, после работы, собираются вместе, разворачивают красный флаг и с песнями снова идут на работу - на субботники. Они молоды, они гордятся своим делом. Они создают символ первой пятилетки новый тракторный завод. И весь мир следит за их успехами.

Мы идем дальше, видим на календаре дату 1 июня 1933 года, митинг у стен завода, видим Калинина – Всесоюзного старосту, видим, как появляются первые 13 тракторов. Завод пущен. Он работает и дает продукцию для облегчения труда крестьян и рабочих. Первый трактор С-60, его мощность по тем временам была невиданной – 60 лошадиных сил. Его назвали в честь Сталина – «Сталинец». Мы гордимся им вместе со всеми рабочими и строителями, мы ждем его вместе со всеми крестьянами и тихо смеемся с высоты пройденных семидесяти лет над этими 60 лошадиными силами. У нас сейчас по улицам бегают автомобили большей мощности… Это у нас и сейчас. А тогда, это сила, это новая жизнь.

Бежим дальше. Зал называется «Становление тракторного гиганта». На календаре осень 1935 год. На завод приходит телеграмма с просьбой организовать экспедицию по спасению и вывозу грузов с каравана судов, замерзших во льдах реки Лена. Это мука, сахар, горючее, оборудование для электростанции в Якутии. Необходимо пройти 2000 км в очень тяжелых условиях вечной мерзлоты. Мы видим, как снаряжается экспедиция из семи тракторов С-60. На гусеницы примеряются специальные шпоры, сооружаются специальные сани для горючего, водителям и механикам шьется специальное обмундирование. Шелк, шерсть, ватин, пух, мех – человек в этой одежде напоминает матрешку. А что делать – ведь условия предстоят экстремальные. Температура воздуха до -65 градусов. В голове не укладывается. Нас в -30 уже не пускают в школу в соседнем дворе, а эти люди собираются преодолеть не одну тысячу километров на тракторах, у которых кабины открытые. Мы следим за их путешествием. 4 февраля начался поход. На каждом тракторе около 20 тонн груза. -35 градусов. Моторы работают нормально. 13 февраля. В радиаторы залили керосин. Встречаются замерзшие машины. Наши тракторы идут вперед, несмотря на – 50. Если где случалась поломка, вся колонна останавливалась, поломка устранялась и только потом все вместе двигались вперед. Весь путь был пройден за 16 дней. Жители Якутии встречали отважных трактористов с флагами и музыкой. Тракторы впервые появились в этих краях. За ними бежали люди, неслись оленьи упряжки. Это был настоящий праздник для людей, которых не оставили в трудную минуту, к которым пришли на помощь. А тракторы после этого исторического прохода, даже в ремонте не нуждаясь, приступили к дальнейшей работе.

Мы видим на стене и карты других исторических переходов. Здесь карта Памира. И там побывали наши тракторы и справились с дорогой в условиях непроходимого высокогорья. В декабре 1935 года из-за обильных снегопадов колонна из 80 грузовиков с продовольствием для высокогорных районов Таджикистана оказалась отрезанной от внешнего мира.  В Памирском дорожном управлении сказали: «Об использовании автомобилей и тракторов и думать нечего. Мы послали 75 машин, они все застряли, погребены под снегом...»  Радиограммы сообщают, что на Памире 50 градусов мороза. В Алтайской долине свирепствует буран. В долине смерчей Маркан-Су еще того хуже.   Но наши тракторы двинулись вперед. Машины пробирались по дороге-карнизу, висящему над бездонной пропастью. Справа темнела высокая стена, слева — обрыв, черная пустота. Колеса буксовали...
  Чтобы добраться до передней машины из задней, приходилось становиться цирковым артистом. Мы видим этот «цирковой номер»: сначала в кузов, с кузова перекарабкиваешься на радиатор, с радиатора прыгаешь в кузов следующего грузовика. Обойти машины негде - сорвешься в пропасть. Нам стало жарко  от увиденного, а каково исполнителям? Но прошли.  80 рабочих и бойцов прорывали тоннель в глубоком снегу. Красные огни факелов, сделанных из тряпок, вымоченных в бензине, скользили по белым стенам.  И так продолжалась почти два месяца. В январе 1936 года они пришли в Мургаб. Они спасли его жителей от голода. Мы видели это. Мы гордимся нашими земляками, которые, не щадя себя, всегда готовы помочь попавшим в беду, и нашими тракторами, которые дают возможность оказать эту помощь.

Идем дальше. Календарь показывает 30 марта 1940 года. Стотысячный трактор выводит из ворот завода М.Я.Макагон. Он выводил первый трактор. И теперь стотысячный. А прошло-то всего неполных семь лет. И продукция завода стала разнообразной. И все больше и больше внимания уделяется военной технике. Вся страна живет со словами из песни: «Если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов!» В 1940 году на заводе был собран первый экспериментальный танк КВ. Он был собран вручную. И только в 1941 году планировалось построить сборочные цеха для танков, чтобы не прерывать производство тракторов. Но война изменила эти планы, и на долгие годы именно производство военной, а не мирной техники стало основным направлением завода.

Где-то звучит музыка. «Вставай, страна огромная…» Мы в следующем зале – «Танкоград». На стенах портреты рабочих: совсем молодые ребята, очень много женщин. Мы видим, что в цехах очень сильно изменился состав рабочих. Мужчины ушли на фронт, и их место заняли женщины и дети. За Урал, в Челябинск, были эвакуированы заводы, производящие танки – Харьковский и Кировский из Ленинграда. Приехавших люди, бежавших под огнем от немцев, обеспечивались необходимым, их кормили, селили в дома к рабочим ЧТЗ, и они тут же отправлялись к станкам, горя одной мыслью: сделать все необходимое для фронта, для победы. Получило распространение движение «тысячников». Тысячники – это рабочие, выполнявшие за смену больше тысячи процентов плана. Читаем в заводской газете: « 26 апреля 1942 года токарь цеха нормалей, комсомолец Григорий Ехлаков перевыполнил сменную норму на 1018%, Зина Данилова – на 1340%...».  Заводская газета «Наш трактор» в Первомайском номере сообщала: «На шабровке подвесок, требующих точности обработки, слесарь Г.Сало выполнил дневное задание на 1391%. Токарь И. Гудим дал 1008% нормы». Комсомолец В.Панин, взяв обязательство перекрыть свой рекорд, превышавший 1700%, выполнил задание на 2482%». Мы вслушиваемся в эти цифры. В голове не укладывается. Хрупкие девушки, совсем молодые ребята, которые еще по возрасту не попадали под призыв, женщины и старики, которых уже не брали в армию, это они по 18-20 часов не выходили из цехов, это они ковали победу в тылу, Это они своим трудом дали городу новое название Танкоград. Танкоград дал фронту: 18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысяч танковых дизель-моторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры.  Мы смотрим на их фотографии. Они не намного старше нас. А мы смогли бы так?  Как кадры кинохроники мелькают перед нами эпизоды. Вот раненные бойцы из госпиталей рассказывают о техническом превосходстве противника. Они просят больше танков: «Дадите, братцы, машины – отобьемся. Дохлое дело без ваших танков. Вы уж тут расстарайтесь, ребята милые…» Вот Маршал Ворошилов просит заводчан сделать что-нибудь еще для победы. Вот бригада Василия Гусева соревнуется с бригадой Анны Пашниной. Вот директор завода Зальцман идет по цеху, показывая необходимость труда каждого рабочего, и хочется рабочим сделать еще больше для фронта. Вот Жозэф Яковлевич Котин, известный танковый конструктор, привез бригаде Гусева из Москвы знамя ЦК ВЛКСМ и наркомата танковой промышленности за победу во Всесоюзном соревновании ударных фронтовых бригад. Мы видим, как в 1942 году в Челябинске проходит сбор средств для строительства танковой колонны. И комсомольцы ЧТЗ решили отдать свой месячный заработок на строительство танков. Танки были собраны во внеурочное время , и была сформирована комсомольская танковая бригада.

Мы переходим в следующий зал. Со стен на нас смотрят другие лица. Это не мирные труженики. Это суровые воины, защищающие свою Родину. Улицы нашего города носят их имена. Иван Гончаренко воевал в составе 63-й гвардейской танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса. Был командиром танка. Гончаренко освобождал Украину и Польшу, участвовал в уличных боях в Берлине. В мае 45-го танк Гончаренко в числе первых пошел в разведку на Прагу. Утром 9 мая после ожесточенного боя танк, которым командовал Гончаренко, подбили. Иван погиб в этом бою. Как страшно погибнуть в День Победы.  На месте его гибели установлен монумент в виде танка. Правда, памятник был демонтирован в конце 1980-х годов в ходе «бархатной революции».

 Александр Марченко был танкистом 63-й Челябинской гвардейской танковой бригады. На Южный Урал он попал во время эвакуации с Украины. В 1943-м ушел на фронт добровольцем. Воевал на танке «Гвардия» в экипаже с Ф. Сурковым и К. Рождественским. Его танк одним из первых ворвался на центральную площадь Львова. Александр погиб 23 июля, пытаясь установить красный флаг на здании городской ратуши. Боец похоронен на львовском холме Славы. На вершине холма стоит бронзовая фигура солдата со знаменем в руке. Прообразом для монумента стал Александр Марченко.

Федор Сурков работал на ЧТЗ и в 43-м году записался добровольцем в Челябинскую танковую бригаду. Был механиком-водителем на танке. Его машина первой ворвалась во Львов, уничтожив шесть орудий, склад с боеприпасами и пять вражеских танков. Федор был тяжело ранен. После госпиталя вернулся в строй. В 44-м ему присвоено звание Героя Советского Союза. В июне 1945 года он принял участие в Параде Победы на Красной площади. Мы вместе с ним проходим мимо мавзолея.

 Федор Савин был секретарем Тракторозаводского райкома. В начале войны он добился разрешения воевать в действующей армии (партийные руководители тогда имели бронь). На фронте он был заместителем начальника дивизии. В марте 43-го его дивизия попала в окружение под Харьковом. Федор погиб. На улице Савина находится наша школа. Мы каждый день проходили мимо мемориальной доски с его именем, но так мало знали о нем. Хорошо, что удалось узнать о нем больше.

Мы видим множество боевой техники. Завод освоил в годы войны тринадцать моделей танков и самоходных установок. 22 августа 1942 года из сборочного корпуса вышла первая челябинская «тридцатьчетвёрка»!  В середине сентября 1943 года Государственный Комитет Обороны ставит перед заводом задачу: не снижая достигнутого объёма сборки боевых машин, наладить производство совершенно новых тяжёлых танков «ИС».

В этих машинах, разработанных в КБ Танкограда, было сконцентрировано всё передовое, созданное в отечественном танкостроении, гармонично сочетались броня, скорость и вооружение.

«ИСы» были почти на 10 тонн легче немецких тяжёлых танков, имея при этом более толстую броню и более мощную пушку, обладали лучшей проходимостью, манёвренностью, были лучше приспособлены к полевому ремонту.

Мы с огромной радостью и гордостью видим, как немецкое командование запрещало своим танкистам вступать с нашими «ИСами» в открытый бой. Уральские машины выиграли в поединке с танками фашистской Германии благодаря смелой мысли конструкторов, самоотверженному труду рабочих, инженерному мастерству технологов Танкограда.

Мы в следующем зале – «ЧТЗ – народному хозяйству». Календарь показывает январь 1946 года. Кончилась война. С конвейера сходит первый 80-сильный трактор. Мы видим, что завод вместе со всей страной переходит к мирной жизни. И теперь основная цель народа – восстановить разрушенное войной хозяйство. И все новые трактора будут помогать людям в этом нелегком деле. Тут и ДЭТ -250, разработанный для промышленности, и С-100 с различным навесным оборудованием: и для полей, и для болот, и для лесов. Впереди открываются двери следующих  залов – «К новым рубежам» и «Курсом научно-технического прогресса», а там привычные нам желтые Т-130, и громадные Т-800, и бульдозеры, и малютка – колесно-гусеничный трактор «Уралец», мощностью всего 12л.с., но так нужный небольшим хозяйствам и улицам города, и много-много всего, что предстоит еще сконструировать и собрать нам.

Светает. Техника уменьшается в размерах и превращается в макеты. Люди возвращаются на фотографии. Жалко, что не все мы успели увидеть, со всеми познакомиться. Мы вернемся сюда обязательно еще. Мы поищем своих дедов и прадедов в музейных альбомах, на фотографиях и в кадрах кинохроники. А если не найдем, то кто знает, может, наши внуки, увидят нас здесь лет через пятьдесят.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".